Содержание |
Основные статьи:
Рестораны
Хроника
2023
Рынок доставки пиццы в Москве и Подмосковье вырос в 3,5 раза и достиг ₽83,5 млрд
Объем рынка доставки пиццы в Москве и Московской области увеличился в 3,5 раза с 2019 года и достиг ₽83,5 млрд в 2023 году. В натуральном выражении без учета инфляции рост составил 10%, согласно исследованию, опубликованному 31 октября 2024 года.
Как передает агентство маркетинговых исследований и бизнес-планов «ГидМаркет», темп прироста рынка достиг 29,3% за последний год. В 2020 году наблюдался максимальный рост в 69%, связанный с общим увеличением доли доставки в обороте общественного питания.
В структуре рынка 32% компаний развивают собственные службы доставки, при этом половина из них параллельно сотрудничает с внешними сервисами для доступа к более широкой клиентской базе и проведения совместных маркетинговых акций.
Наиболее часто подключение доставки наблюдается у несетевых ресторанов со средним чеком от ₽500 до ₽1500. Для этих заведений доставка становится ключевым инструментом для поддержания и укрепления лояльности клиентов. Эконом-сегмент привлекает посетителей низкими ценами и широким охватом точек по городу, а рестораны с высоким чеком — атмосферой и уровнем обслуживания. Среднему сегменту, в свою очередь, приходится искать альтернативные пути, и именно доставка становится их решением.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
По информации агентства, участники рынка активно внедряют новые технологии, включая собственные мобильные приложения, прием заказов через мессенджеры и установку пиццематов — автоматизированных устройств для продажи пиццы.
На фоне роста стоимости ингредиентов компании оптимизируют расходы и рассматривают возможности объединения сервисов доставки готовой еды и продуктов питания. Растущая популярность здорового образа жизни способствует увеличению спроса на пиццу с овощными начинками.
Рынок характеризуется усилением конкуренции через акции и промо-предложения, что приводит к снижению среднего чека и ослаблению лояльности клиентов к определенным брендам.[1]
Рост выручки московских кафе, ресторанов и баров на 16% до 550 млрд рублей
Кафе, рестораны и бары Москвы по итогам 2023 года заработали 550 млрд рублей, что на 16,3% больше, чем годом ранее. Такие данные заммэра столицы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов привел в конце марта 2024 года.
По его словам, сфера общественного питания столицы успешно пережила трансформацию, связанную с переходом крупных иностранных сетей к российским владельцам, и смогла сохранить рабочие места и привычный для москвичей ассортимент услуг.
В Департаменте экономической политики и развития Москвы рассказали, что посещаемость заведений общепита в Москве увеличилась на 18%, а среднегодовой чек увеличился на 44 рубля (6,7%) и составил 703 рубля. В сообщении ведомства отмечается, что московские рестораны ограничили рост цен благодаря локализации продуктовых поставок и развития программ лояльности.
Месячная выручка заведений общепита Москвы в 2023 году была самой высокой в декабре - 58,1 млрд рублей. Это на 18,4% больше показателя аналогичного периода 2022 года.
По данным Мостуризма, в первом полугодии 2023 года жители и гости Москвы посещали рестораны, бары и кафе на 36% чаще, чем за аналогичный период 2022-го. Посещаемость и траты туристов в ресторанах столицы ведомство оценило на основе данных о платежах по картам Сбербанка. Аналитики изучили транзакции по картам клиентов в 8 тыс. заведений общественного питания Москвы в категории ресторанов, кафе и баров (фастфуд в статистике не учитывался). Это охватывает более 40% заведений: всего, как уточнили в Мостуризме, в городе насчитывается 18,5 тыс. точек общественного питания без учета фастфуда. Приезжих от жителей Москвы аналитики отличали по домашнему региону банковской карты.[2]
2022
Рост доходов кафе и ресторанов в московском регионе на 16,8% до 593,9 млрд рублей
В 2022 году доходы заведений общественного питания в Москве и Московской области достигли 593,9 млрд рублей, что на 16,8% превосходит показатель годичной давности. Такие данные приводятся в исследовании «ГидМаркета», опубликованного в ноябре 2023 года.
Рынок общественного питания эксперты делят на три сегмента соответственно типам заведений и целям их посещения – употребление пищи в рабочее время или употребление пищи совместно с досугом, а также по ценовому признаку:
- общедоступные столовые, закусочные;
- столовые учебных заведений, организаций, промышленных предприятий;
- рестораны, бары, кафе.
По словам исследователей, в 2018-2022 гг. рынка общественного питания в московском регионе показал стабильный рост. Исключением стал 2020 год, когда пандемия COVID-19 привела к снижению объёма рынка на 26,9%. В целом, среднегодовой прирост составил 22% с учётом снижения в 2020 году.
Аналитики выделили несколько тенденций на рынке общественного питания в Москве и Московской области в 2022 году. Среди них - рост числа сетевых ресторанов и кафе, что связано с тем, что крупные сети могут предложить более низкие цены и высокое качество продукции.
Еще один тренд - развитие сегмента быстрого питания: быстрый ритм жизни и стремление к экономии времени делают сегмент быстрого питания все более популярным. Также аналитики обратили внимание на развитие рынка доставки еды на дом. Многие рестораны и кафе предлагают услуги доставки своих блюд на дом.
Кроме того, отмечается рост популярности здорового питания: все больше людей уделяют внимание своему здоровью и стараются выбирать более здоровые продукты питания. В связи с этим, в Москве и области появляются кафе и рестораны, предлагающие блюда из натуральных продуктов и без использования вредных добавок.[3]
Рост оборота на 5,6% до 314 млрд рублей
Оборот рынка кафе и ресторанов в Москве по итогам 2022 года достиг 314 млрд рублей, что на 5,6% больше, чем годом ранее. Об этом сказано в исследовании, которое в мае 2023 года выпустили аналитики BusinesStat.
По их словам, в 2022 году при сократившейся численности посещений выручка операторов общепита в Москве росла исключительно за счет увеличения среднего чека, причем рост среднего чека значительно отставал от темпов инфляции. Оборот рынка рассчитывается как выручка от продажи населению кафе и ресторанами собственной кулинарной продукции и продуктов, не требующих кулинарной обработки, поясняется в отчете.
Исследователи говорят, что основным фактором, повлиявшим в 2022 году на рынок, выступило падение реальных доходов посетителей. Оно привело к снижению числа посещений кафе и ресторанов, к сокращению числа заказываемых блюд, а также к смещению спроса в более низкие ценовые сегменты. На снижение числа посещений кафе и ресторанов столицы дополнительно повлияли такие факторы, как уменьшение числа туристов, отъезд мигрантов и эмиграция россиян.
Как подчеркивают эксперты, важным индикатором состояния отрасли является численность персонала кафе и ресторанов. В сентябре-декабре 2022 года, на фоне объявления частичной мобилизации и роста неопределенности перспектив отрасли, численность персонала кафе и ресторанов в Москве ежемесячно снижалась на 1-2,4%.
В начале 2022-го были отмечены признаки стабилизации ситуации в деятельности кафе и ресторанов. По данным Росстата, в январе 2023-м численность персонала отрасли выросла на 9,3% к декабрю 2022 года. В 2022 году в целом численность персонала кафе и ресторанов в Москве сократилась на 6,2%, до 40,5 тыс человек, говорится в отчете.[4]
Снижение числа гостей в ресторанах Москвы на 11% в конце лета
На гастрономическом рынке Москвы под конец лета 2022 года произошел самый серьезный за 5 лет спад — трафик столичных ресторанов оказался ниже прошлогоднего на 11%. Рестораторы не ожидают восстановления потока гостей в этом году. Еда дорожает, россияне все активнее экономят. Часть посетителей рестораны потеряли из-за бегства иностранного бизнеса из России, а часть — из-за отсутствия туристов.
2021: Рост оборота на 40,6% до 375,6 млрд рублей
Оборот ресторанов, кафе и баров Москвы по итогам 2021 года достиг 375,6 млрд рублей, что на 40,6% больше, чем годом ранее. Такие данные Росстат обнародовал в феврале 2022 года.
1970
1911: Ресторан "Яр"
Примечания
- ↑ Пицца на дом: как развивается рынок доставки в Москве и Московской области
- ↑ В Москве сфера общепита увеличила оборот на 16%
- ↑ Рынок общественного питания в Москве и Московской области: динамика объема и факторы развития
- ↑ В 2022 г оборот рынка кафе и ресторанов в Москве вырос на 5,6% до 314 млрд руб.